«На все 100»: эксперты помогают выпускникам готовиться к ЕГЭ
10 ноября в эфир вышел первый цикл онлайн-консультаций Рособрнадзора, посвященный аттестационной кампании 2024 года. Он включает 12 выпусков, в которых разработчики контрольных измерительных материалов, эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), рассказывают об особенностях подготовки к различным экзаменам и итоговому сочинению, а также отвечают на вопросы учащихся.
Прямые эфиры проходят в официальном аккаунте Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на канале Rutube. По завершении эфиров доступны записи всех программ.
Итоговое сочинение
«Нельзя писать сочинение без привлечения литературных материалов» (Лариса Новикова, заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе)
Чтобы получить допуск к ЕГЭ, всем одиннадцатиклассникам необходимо успешно написать итоговое сочинение. В этом учебном году школьники пишут его 6 декабря.
На онлайн-консультации Рособрнадзора заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по литературе кандидат педагогических наук Лариса Новикова отметила, что, несмотря на то что минимальный объем сочинения составляет 250 слов, оптимальное количество слов в такой работе – 350.
Она напомнила, что сочинение должно быть написано самостоятельно, с опорой на литературный материал. При этом можно использовать для иллюстрации различные жанры произведений (за исключением графического романа, фанфика и манги, а также малых жанров устного народного творчества – пословиц и поговорок). Ссылок на просмотренные кинофильмы или личный жизненный опыт без использования литературных примеров также будет недостаточно.
Выбор авторов и произведений остается на усмотрение автора работы – можно обратиться как к российской, так и к зарубежной литературе. Главное, чтобы литературный материал был хорошо знаком читателям.
«Можно цитировать, но объем процитированного текста не должен быть больше вашего рассуждения. Необходимо также указать, из какого текста взят процитированный фрагмент. Если вы не помните цитату дословно, используйте косвенную речь, чтобы избежать фактической ошибки», – пояснила Лариса Новикова.
При выборе темы сочинения она порекомендовала выпускникам сразу отсеять те темы, которые им не до конца понятны.
«Выбрав тему, ответьте для себя коротко на ее вопрос – это будет основная мысль вашего сочинения. Хорошо, если она прозвучит в начале работы», – заключила эксперт.
Математика
«Не бойтесь математики! Это предмет, который нужен каждому из вас в реальной жизни» (Иван Ященко, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по математике)
ЕГЭ по математике сдают все школьники, но уровень экзамена каждый выбирает на свое усмотрение: гуманитарии предпочитают базовый, а будущие инженеры и айтишники – профильный.
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по математике Иван Ященко рассказал, что в 2024 году изменений в ЕГЭ по базовой математике нет. В профильный же экзамен добавили одно задание, проверяющее умение работать с векторами.
Отвечая на вопросы выпускников, он сообщил, что в ЕГЭ 2024 года не будет заданий на неравенство Чебышева, иррациональные неравенства, коэффициент корреляции и дисперсию. Количество заданий по теории вероятности в 2024 году не увеличится. Пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике по-прежнему запрещено.
Иван Ященко назвал типичные ошибки, которые делают выпускники: это некорректное прочтение заданий, невнимание к деталям и уточнениям, а также арифметические ошибки, особенно касающиеся вычислений с отрицательными числами.
Он посоветовал школьникам не увлекаться решением демоверсий заданий, а сделать акцент на тематической подготовке, решать задачи различного уровня сложности и не бояться непривычных формулировок заданий.
«Математика нужна каждому, и она в сочетании с другими предметами работает на всех экзаменах. Демоверсии надо решать в самом начале подготовки, чтобы оценить свои знания, затем в середине, чтобы проверить прогресс, и перед экзаменом, чтобы вспомнить формат», – считает Иван Ященко.
География
«Знание географии нужно пронести через всю жизнь» (Александр Лобжанидзе, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по географии)
В выпуске онлайн-консультаций, посвященном географии, руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по географии Александр Лобжанидзе рассказал об изменениях в ЕГЭ 2024 года.
Он обратил внимание на то, что количество заданий в экзаменационной работе сократилось с 31 до 29, при этом время на выполнение работы осталось прежним.
Особое внимание уделяется заданиям с развернутым ответом, расширен спектр источников информации – это карты, тексты, статистические таблицы, графические материалы.
Александр Лобжанидзе подчеркнул, что для успешной сдачи экзамена необходимо знать крупные географические объекты регионов и административно-территориальных единиц России, а также посоветовал ребятам собрать ключевые показатели, характеризующие страны или регионы. В число таких показателей могут войти количество населения, выпуск той или иной продукции, полезные ископаемые и т. д. При этом цифры заучивать не надо.
«Даже если вы не планируете сдавать ЕГЭ по географии, вы должны знать ее и пронести это знание через всю жизнь. У нас прекрасная страна, разнообразная природа, быстро изменяющаяся экономика, и обо всем этом расскажет вам именно география», – считает Александр Лобжанидзе.
Биология
«На ЕГЭ по биологии сюрпризов нет» (Дмитрий Федоров, член комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии)
ЕГЭ по биологии – один из востребованных экзаменов по выбору у выпускников. О том, что нужно знать будущим врачам и биоинженерам, чтобы успешно сдать этот экзамен, на онлайн-консультации Рособрнадзора рассказал член комиссии по разработке КИМ Дмитрий Федоров.
Он отметил, что по сравнению с прошлым годом ЕГЭ по биологии практически не претерпел изменений: сохранился его формат, деление на блоки, количество заданий во второй части. Единственное изменение – удалена из первой части линия на последовательность биологических событий, соответственно, общее количество заданий уменьшилось, при этом время на выполнение работы осталось прежним.
Дмитрий Федоров уточнил, что в задание 27 был добавлен один альтернативный вариант, который проверяет закономерности, посвященные популяционной генетике, – задание на закон Харди – Вайнберга. Он обратил внимание, что в этом задании будут учитываться любые способы выполнения, дающие правильный ответ.
Эксперт также посоветовал не искать готовых шаблонов ответа к заданиям второй части, в том числе к заданию 25.
«Это задание эвристическое – не надо пытаться найти готовый шаблон ответа, не надо целенаправленно готовиться к какой-то линии заданий экзамена. Нужно представлять объемную картину того, как функционируют организмы, основные вещи, которые касаются регуляции различных организмов и процессов», – уточнил Дмитрий Федоров.
Эксперт заявил также, что на ЕГЭ по биологии сюрпризов нет: все показано в демоверсии, все термины разъяснены заранее.
Обществознание
«Задания ЕГЭ по обществознанию включают основы социально-гуманитарных наук» (Татьяна Лискова, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию)
ЕГЭ по обществознанию был и остается в топе популярных экзаменов на протяжении нескольких лет. По данным Рособрнадзора, его сдает практически половина всех выпускников.
Онлайн-консультацию по подготовке к ЕГЭ по обществознанию провела руководитель комиссии по разработке КИМ по этому предмету Татьяна Лискова.
Она сообщила, что структура экзамена на протяжении нескольких лет не менялась: это 25 заданий, 16 из них с кратким ответом, 9 с развернутым.
Татьяна Лискова сделала акцент на том, что курс обществознания включает основы различных социально-гуманитарных наук и, чтобы хорошо подготовиться к экзамену, надо понимать их специфику. Она посоветовала при подготовке обращать внимание на формулировки вопросов и внимательно читать каждое задание.
Эксперт напомнила, что подробная информация о темах, которые могут встретиться на экзамене, размещена в кодификаторе, а ссылки на нормативно-правовые акты можно найти в спецификации. Эти документы и демоверсия опубликованы на сайте ФИПИ.
Татьяна Лискова ответила на вопросы школьников, связанные с подготовкой к экзамену. Ребята спрашивали, сколько правильных ответов можно давать на задания с множественным выбором, важна ли последовательность цифр в таких заданиях.
Эксперт рассказала, что количество ответов варьируется от двух до четырех, а последовательность цифр в задании с множественным выбором может быть свободной, но в задании на соответствие порядок цифр важен.
Выпускники также задавали вопросы про исчезновение ряда заданий из кодификатора, таких как «Воинская обязанность и альтернативная воинская служба», «Ценные бумаги», и др. Татьяна Лискова пояснила, что по новому ФГОС изучение этих тем перенесено в курс средней школы, но тем не менее они являются составной частью других заданий.
«ЕГЭ по обществознанию сложный, но очень интересный. Мы со своей стороны делаем все для того, чтобы КИМ стал инструментом, который бы позволил вам хорошо подготовиться, сдать экзамен и реализовать свою мечту», – резюмировала она.
http://www.edu.ru/news/egegia/na-vse-100-eksperty-pomogayut-vypusknikam-gotovits/